Аккумуляторы Sony/Murata VTC6 с Алиэкспресс - большой тест
Мы купили десяток аккумуляторов VTC6 на Алиэкспресс, чтобы проверить их реальные характеристики и сравнить с оригинальным аккумулятором Murata VTC6. Аккумуляторы были приобретены в разных магазинах. Мы старались выбирать позиции с самым большим количеством отзывов. Предвосхищая вопросы, сразу скажу - да, в тесте участвуют и аккумуляторы от Liitokala. Но мы специально сняли все наклейки и не стали указывать какие аккумуляторы из какого магазина. Почему так, об этом ниже.
Хочу немного пояснить, как и откуда li-ion аккумуляторы появляются на Алиэкспресс.
Есть несколько китайских производителей, которые реально сами производят аккумуляторы на своих заводах. Речь идет, например, о DLG, BAK и т.д. Таких производителей не так много и они не "косят" под бренды и продают продукцию под своим названием. А есть огромная армия перепаковщиков. Например, Liitokala, VariCore и им подобные. У них нет своих производств. В подавляющем большинстве случаев аккумуляторы к ним попадают по следующим сценариям (ниже) и они ячейки перепаковывают с "закосом" под известные бренды Sony/Murata, Samsung, LG, Panasonic и т.д.
-
Покупаются аккумуляторы китайских производителей (DLG, BAK и т.д.). Это могут быть аккумуляторы, которые более-менее подходят по характеристикам. А могут браться самые дешевые низкотоковые модели.
-
Покупается по случаю партия аккумуляторов от известных брендов, которая уже 4-5 лет лежала на складе какого-то поставщика/производителя. Так как это уже довольно старые аккумуляторы, то и покупаются они "за копейки". Иногда они перепродаются "как есть", но чаще всего меняется термоусадка с маркировкой на более свежую. Это кстати не самый плохой вариант по моему мнению.
-
Разбираются на ячейки батареи от электротранспорта (после аварий, по сроку службы). Меняется термоусадка и удаляются следы точечной/лазерной сварки. Так сейчас на Али полно ячеек 21700 TESLA. Но 99% - это Б/У ячейки.
Это самые распространенные варианты. Есть более экзотичные, но о них пока не будем. Надеюсь, никто не покупает на Али li-ion за 100-150 рублей.
Но ладно бы проблема была только в этом. Если бы продавцы постоянно продавали одни и те же ячейки, то методом проб и ошибок можно было понять, что и где продается. Но проблема в том, что перепаковщики под видом какой-то брендовой модели сегодня продают одно, а завтра уже совсем другое. Поэтому сегодня "проверенный продавец", а завтра от него же получаете аккумуляторы совсем другие по параметрам.
Чаще всего продавцы на Али стараются подбирать ячейки с примерно такой же емкость, как и емкость модели, под которую и перепаковывают ее. Так как емкость проверить проще всего. А вот с внутренним сопротивлением уже сложнее. Но в последние несколько лет китайские производители показывают значительный прогресс и в высокотоковых моделях.
Входные параметры
Ниже в таблице приведены значения внутреннего сопротивления аккумуляторов. Измерения проводились прибором YR-1035. Также приведены значения ячеек в состоянии "из коробки".
Внутренне сопротивление ячеек 9 и 10 очень высокое - 270 и 340 мОм. Такое высокое сопротивление не характерно даже для низкотоковых аккумуляторов. У ячейки под номером 3 сопротивление на уровне настоящих VTC6 - 12,88 мОм. А у ячеек 5 и 6 даже ниже - 10,21 и 10,84 мОм.
Напряжение новых li-ion ячеек должно быть в диапазоне 3,4 - 3,7 Вольт. У большинства аккумуляторов с Алиэкспресс напряжение несколько выше. А у номера 5 оно даже выше 4 Вольт.
Наименование | № | Напряжение, В | Rвн, мОм (AC - 1 kHz) | Вес, грамм |
Murata VTC6 (original) | - | 3.4 - 3.7 | 12 - 14 | 46.6 +-1.5 |
VTC6 | 1 | 3.8648 | 23.99 | 45.95 (с выводами) |
VTC6 | 2 | 3.8643 | 24.23 | 45,79 (с выводами) |
Murata VTC6 | 3 | 3.7407 | 12.88 | 44,66 |
Murata VTC6 |
4 | 3.7120 | 25.2 | 43,80 |
Murata VTC6 |
5 | 4.1333 | 10.21 | 49,03 |
Murata VTC6 |
6 | 3.9165 | 10.84 | 47,25 |
Sony VTC6 |
7 | 3.2182 | 22.72 | 46,50 |
Sony VTC6 | 8 | 3.1513 | 14.40 | 42,43 |
Sony VTC6 | 9 | 3.8414 | 270 | 45,00 |
Sony VTC6 | 10 | 3.8661 | 340 | 45,03 |
Маркировка аккумуляторов VTC6

Шрифт на многих ячейках разный. Отметим лишь явные промахи китайских перепаковщиков.
На ячейках под номерами 1 и 8 отсутствует "144" в правой части маркировки. Что значит эта цифра - для нас до сих пор загадка, если честно. Но на настоящих аккумуляторах VTC6 она есть всегда.
Ячейка 1. Ее маркировка наиболее "косячная". Первая строчка - вместо US написано FT. Далее вместо US - VC. Первый символ второй строчки - это обозначения завода-производителя (их всего два). Должны быть G (Сингапур) или K (Корияма, Япония). Символа E тут быть не может. Маркировка даты выпуска во второй строчке вообще не такая, какая должны быть. Более подробно про этот читайте тут. Также нет знака "ЯU" около минусового контакта.
Ячейка 5. Третья строчка - INR20/66 вместо INR19/66.
Ячейка 6. Символ R в конце второй строчки маркировки - это месяц изготовления. Но тут R быть не может. Месяцы маркируются символами с A по L.
Плюсовой контакт

Плюсовой контакт настоящих аккумуляторов VTC6 трехлепестковый и металл контакта очень гладкий, почти зеркальный. У аккумуляторов с Али плюсовые контакты трехлепестковые только у ячеек 3-6. У ячеек 7 и 8 плюсовой контакт четырехлепестковый. У ячеек 9 и 10 - тоже, причем просто так этого не видно, т.к. черное изоляционное кольцо значительно шире, чем должно быть.
Код data-matrix
Все аккумуляторы серии VTC, в том числе и VTC6 имеют квадратный код, который обычно называют QR-код. Но на самом деле правильно он называется код data-matrix. Более подробно как его расшифровать, рассказано в нашей статье про маркировку li-ion аккумуляторов. Отметим лишь то, что в этом коде зашифрована в том числе и дата изготовления аккумулятора. И эта дата должна совпадать с датой, которая указана в основной маркировке ячейки во второй строчке.
Код data-matrix индивидуален для каждой ячейки. Т.е. не может быть двух ячеек с одинаковыми кодами. На изображении ниже можно заметить, что коды у некоторых ячеек одинаковые.

Не все коды data-matrix удалось распознать. Ниже представлена их расшифровка.
-
300519012802N8120844 (дата выпуска по коду - 2019 год, по маркировке - 2020 год)
-
300519012802N8121485 (дата выпуска по коду - 2019 год, по маркировке - 2020 год)
-
300084030802E4202616 (дата выпуска по коду - 2014 год, по маркировке - 2021 год)
-
300336032202L3400037 (дата выпуска по коду - 2016 год, по маркировке - 2016 год)
-
300336032202L3400037 (дата выпуска по коду - 2016 год, по маркировке - 2016 год)
Как видно, почти у всех ячеек, дата выпуска из кода data-matrix не совпадает с датой выпуска, указанной в основной маркировке. Год выпуска совпадает только у экземпляров 9 и 10. Но и у них коды data-matrix абсолютно одинаковые (так быть не должно), а также не совпадают день и месяц. По data-matrix - дата выпуска 22.03.2016 года, а по основной маркировке - 24.11.2016 года.
У экземпляров 1 и 2 код содержит ссылку "www.liito-kala.com". Отмечу, что эти аккумуляторы приобретены не в магазине Liitokala. Вот такая вот странность.
Тестирование аккумуляторов VTC6 под нагрузкой
Тестирование аккумуляторов мы провели с токами нагрузки 1, 10, 15 и 20 Ампер. Ниже представлены графики разряда и их сравнение с настоящим аккумуляторов Murata VTC6. Следует отметить, что большинство устройств прекращает работу при снижении напряжения на аккумуляторе до 2,8-3,0 Вольт. Поэтому и емкость, отданная аккумуляторами при разряде до этого напряжения, более приближена к реальному использованию.
Тестирование проводилось с помощью электронной программируемой нагрузки постоянного тока Rigol DL3021.
Ток разряда 1 Ампер

Аккумулятор VTC6 под номером 10 явный аутсайдер. Его фактическая емкость ниже 1000 mAh. Аккумулятор под номером 8 отдал примерно 2000 mAh, это тоже очень мало. Аккумуляторы 1, 3, 4 и 5 отдали емкость от 2500 до 2700 mAh.
Номер 6 отдал чуть выше 3000 mAh, как и должно быть. И кривая его разряда почти совпадает с настоящим Murata VTC6. Неужели не подделка?
Ток разряда 10 Ампер

При разряде током 10 Ампер номер 10 тест опять провалил. Аккумулятор номер 1, который был в середнячках на 1 Ампере, при 10 Амперах нагрелся до 70 градусов. Это явно низкотоковый аккумулятор не рассчитанный на высокие токи. Номер 6 опят идет вровень с оригинальным VTC6.
Нагрев аккумуляторов (в конце разряда):
Murata VTC6 - 51 градус
1 - 70 градусов
3 - 52 градуса
4 - 65 градуса
5 - 52 градуса
6 - 51 градусов
8 - 50 градусов
10 - 51 градус
Аккумуляторы с номерами 10 и 8 убираем из тестов с более высокой нагрузкой, т.к. емкость у них очень низкая. Аккумулятор с номером 1 выбывает из-за сильного нагрева уже на 10 Амперах (70 градусов).
Ток разряда 15 Ампер

Настоящий аккумулятор Murata VTC6 при разряде током 15 Ампер в конце разряда нагрелся до 68 градусов. Аккумуляторы с Али нагрелись до следующих температур: 3 - 67 градусов, 5 - 66 градусов, 6 - 67 градусов. Нагрев всех ячеек примерно одинаковый. Аккумулятор под номером 4 в процессе разряда сильно перегрелся и разряд пришлось остановить при нагреве ячейки до температуры 90 градусов.
Ток разряда 20 Ампер

Настоящий аккумулятор Murata VTC6 при разряде током 20 Ампер в конце разряда нагрелся до 81 градуса. Аккумуляторы с Али нагрелись до следующих температур: 3 - 85 градусов, 5 - 80 градусов, 6 - 87 градусов.
Все аккумуляторы VTC6 с Али по итогу - это не оригинальные ячейки. Но я и не надеялся на другой исход. Единственный был под сомнением - это аккумулятор под номером 6. На токах до 15 Ампер он показывал результаты, идентичные с Murata. У меня даже закралась мысль, что это перепакованный настоящий VTC6, но старый, выпущенный 5-6 лет назад. Поэтому мы сняли термоусадку и наши подозрения не подтвердились, у ячейки с номером 6 конструкция плюсового контакта при детальном рассмотрении отличается от настоящего VTC6. Аккумулятор очень похож на VTC6 от Литокалы, который мы разбирали вот тут. Но разрядные характеристики отличаются.
Выводы
Что же по итогу с аккумуляторами VTC6 с Алиэкспресс? В общем-то все предсказуемо - лотерея. Оригинальный Murata VTC6 за низкую цену найти практически нереально. Среди того, что можно купит дешево - как повезет. Могут попасться аккумуляторы не сильно и уступающие настоящим VTC6 и вполне нормально работающие на токах до 10-15 Ампер. А может и откровенный хлам, у которого и емкость ниже и рабочие токи Ампер 10, не больше.
Причем такая лотерея может быть и у одного и того же продавца. Сегодня он продает одно, а завтра другое. Если внимательно посмотреть отзывы, недавние и год-полтора назад - в этом можно убедиться. Поэтому я скептически отношусь, когда советуют "проверенных продавцов". Никто не даст гарантию, что через полгода он будет продавать такие же ячейки, что и сегодня. Поэтому, если планируется работа аккумуляторов с высокой нагрузкой - проверка фактического внутреннего сопротивления обязательна. Ориентируйтесь хотя бы на него. Правда даже аккумуляторы с низким внутренним сопротивлением живут гораздо меньше оригинальных VTC6 при частом использовании с высокой нагрузкой. Но при низкой цене на это в принципе можно закрыть глаза.
Единственный открытый вопрос - это вопрос безопасности. Сработает ли защитный клапан в случае повышения давления внутри ячейки из-за перегрева? Я не знаю.